- ДЕЛО
- ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА
- СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА)
- ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ, ОПРЕДЕЛЕНИЙ (ПОСТ.)
- СУДЕБНЫЕ АКТЫ
ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 05OS0000-01-2023-000350-31 |
Дата поступления | 30.10.2023 |
Категория дела | Об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами (глава 21 КАС РФ) → Об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, представительных органов муниципальных образований → Оспаривание иных законов субъектов РФ |
Судья | Хавчаев Хизри Абдуллаевич |
Дата рассмотрения | 14.03.2024 |
Результат рассмотрения | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация административного искового заявления | 30.10.2023 | 11:46 | 30.10.2023 | ||||||
Передача материалов судье | 30.10.2023 | 13:52 | 30.10.2023 | ||||||
Решение вопроса о принятии к производству | 02.11.2023 | 18:45 | Административное исковое заявление принято к производству | 13.11.2023 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 02.11.2023 | 18:47 | 13.11.2023 | ||||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 02.11.2023 | 18:48 | 13.11.2023 | ||||||
Судебное заседание | 29.11.2023 | 16:00 | Отложено | необходимость совершения иных процессуальных действий | 13.11.2023 | ||||
Судебное заседание | 20.12.2023 | 14:30 | Отложено | необходимость совершения иных процессуальных действий | 30.11.2023 | ||||
Судебное заседание | 16.01.2024 | 10:00 | Рассмотрение дела начато с начала | вступление/привлечение заинтересованного лица | 22.12.2023 | ||||
Судебное заседание | 08.02.2024 | 16:00 | Отложено | необходимость совершения иных процессуальных действий | 17.01.2024 | ||||
Судебное заседание | 14.03.2024 | 16:00 | Вынесено решение по делу | Административный иск УДОВЛЕТВОРЕН | 11.02.2024 | ||||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 28.03.2024 | 09:57 | 14.06.2024 | ||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 14.06.2024 | 09:59 | 14.06.2024 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Администрация МО "Гумбетовский район" | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Администрация МО "село Сивух" | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Администрация МО Сельское поселение "село Цилиттль" | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Администрация МО сельское поселение "Сельсовет Мехельтинский" | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Багавдинов Багавдин Саитбегович | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Глава Республики Дагестан Меликов С.А. | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Народное собрание Республики Дагестан | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | ППК "Роскадастр" | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Правительство РД | ||||||||
ПРОКУРОР | Прокуратура РД | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | СПК «Агрофирма Сивух» | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД | 0561051226 | 057101001 | 1040502524391 | |||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Хайбулаев Магомед Галбацдебирович | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Хайбулаев Хамидбег Галбацдебирович |
ЖАЛОБА № 1* | |||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид жалобы (представления) | Апелляционная жалоба (на не вступивший в силу судебный акт) | ||||||||||||||||||||||||||||||
Заявитель | АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | ||||||||||||||||||||||||||||||
Вышестоящий суд | Третий апелляционный суд общей юрисдикции | ||||||||||||||||||||||||||||||
---=== ДВИЖЕНИЕ ЖАЛОБЫ ===--- | |||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||
Дата рассмотрения жалобы | 09.09.2024 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Результат обжалования | Оставить решение (определение) БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ, а жалобу или представление без удовлетворения |
ЖАЛОБА № 2* | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид жалобы (представления) | Апелляционная жалоба (на не вступивший в силу судебный акт) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заявитель | АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вышестоящий суд | Третий апелляционный суд общей юрисдикции | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---=== ДВИЖЕНИЕ ЖАЛОБЫ ===--- | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата рассмотрения жалобы | 09.09.2024 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Результат обжалования | Оставить решение (определение) БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ, а жалобу или представление без удовлетворения |
ЖАЛОБА № 3* | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид жалобы (представления) | Апелляционная жалоба (на не вступивший в силу судебный акт) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заявитель | АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вышестоящий суд | Третий апелляционный суд общей юрисдикции | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---=== ДВИЖЕНИЕ ЖАЛОБЫ ===--- | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата рассмотрения жалобы | 09.09.2024 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Результат обжалования | Оставить решение (определение) БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ, а жалобу или представление без удовлетворения |
ЖАЛОБА № 4* | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид жалобы (представления) | Кассационная жалоба (на вступивший в силу судебный акт) | ||||||||||||||||||||||||
Заявитель | АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | ||||||||||||||||||||||||
Вышестоящий суд | Пятый кассационный суд общей юрисдикции | ||||||||||||||||||||||||
---=== ДВИЖЕНИЕ ЖАЛОБЫ ===--- | |||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||
Назначено в вышестоящий суд на дату | 12.03.2025 | ||||||||||||||||||||||||
Дата рассмотрения жалобы | 12.03.2025 | ||||||||||||||||||||||||
Результат обжалования | Оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
по делу № 3а-41/2024
14 марта 2024 г. г. Махачкала
Верховный Суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Хавчаева Х.А.
при секретаре судебного заседания ФИО3,
с участием административных истцов ФИО4, ФИО5, ФИО23,
представителя административных истцов и заинтересованных лиц: администрации МО «<адрес>» и СПК «Агрофирма Сивух» - ФИО9,
представителя административного ответчика – Народного Собрания Республики Дагестан – ФИО10,
представителей заинтересованных лиц – Главы Республики Дагестан – ФИО6, Правительства Республики Дагестан – ФИО13, Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан – ФИО14, администрации МО СП «сельсовет Цилитлинский» <адрес> РД – ФИО7, прокурора ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4, ФИО5 и ФИО23 об оспаривании нормативного правового акта,
установил:
ФИО21, ФИО22 и ФИО2 Б.С. обратились в суд к Народному Собранию Республики Дагестан о признании недействующим Закона Республики Дагестан от 12.03.2012 № 13 "Об утверждении границ муниципальных образований Республики Дагестан и о внесении изменений в Закон Республики Дагестан "О статусе и границах муниципальных образований Республики Дагестан" в части установления границ муниципального образования сельское поселение «сельсовет Цилитлинский» Гумбетовского района Республики Дагестан и границ муниципального образования сельское поселение «сельсовет Мехельтинский» Гумбетовского района Республики Дагестан, а также обязать Народное Собрание Республики Дагестан внести изменения в данный закон путем включения в границы муниципального образования сельское поселение «сельсовет Мехельтинский» Гумбетовского района РД исторически сложившихся земель населенного пункта «Старый Сивух», прилегающих земель общего пользования, территории традиционного природопользования населения поселения, находившиеся в пользовании колхоза им.Кирова согласно государственного акта от 15.12.1942 г.
В обоснование указали, что в связи с насильственным переселением жителей отдельных районов ЧИАССР в Среднюю Азию, решением Гумбетовского райсовета трудящихся от 31.05.1944 г. № 12 все жители с.Сивух Гумбетовского района ДАССР были насильно переселены в Ножаюртовский район ЧИАССР. После реабилитации в 1957 г. и возвращения чеченцев из Средней Азии, жители с.Сивух были переселены в Хасаюртовский район ДАССР. После переселения сивухцев, земли, ранее исторически принадлежавшие сельской общине с.Сивух и находившиеся в пользовании колхоза им.Кирова площадью 3548 га, передавались во временное (срочное) пользование колхозам соседних сел. На основании постановления Совета ДАССР от 30.06.1986 № 141 сроком до 01.10.1991 были переданы во временное пользование колхозам им.Ленина (с.Цилитль) 2349 га, «Красное знамя» (Данух) – 1079 га и 120 га – в пользование Мехельтинского сельского Совета народных депутатов Гумбетовского района. С 1986 г. сивухцы стали активно возвращаться в свое старое село и восстанавливать населенный пункт. Распоряжением Совета министров ДАССР от 14.08.1992 № 328-р было постановлено перевести в специальный земельный фонд перераспределения республики 3548 га земель бывшего колхоза им.Кирова (с.Старый Сивух): находящихся в пользовании колхоза им.Ленина (с.Цилитль) 2349 га, колхоза «Красное знамя» (с.Данух) 1079 га и 120 га, находившихся в пользовании Мехельтинского сельского Совета народных депутатов Гумбетовского района, а также передать из специального земельного фонда перераспределения республики в постоянное пользование агрофирме «Заветы Ильича» (с.Сивух) 2068 га и во временное пользование сроком до 1 января 20000 г. колхозу им.Ленина (с.Цилитль) 1480 га. По окончании срока временного пользования землями колхозом им.Ленина (с.Цилитль) передать в постоянное пользование 1480 га земель агрофирме «Заветы Ильича» (с.Сивух). Распоряжением Правительства РД от 06.04.2000 № 99-р Госкомземом РД 1480 га предоставлены в постоянное пользование агрофирме «Сивух». Постановлением Народного Собрания РД от 21.09.2000 № 269-II НС «Об образовании в Гумбетовском районе селения Старый Сивух» в связи с возвращением жителей, ранее переселенных в Чеченскую Республику, в с.Сивух и возрождением ими села в составе «сельсовет Мехельтинский» Гумбетовского района восстановлено село «Старый Сивух». Постановлением Правительства РФ от 21.02.2001 № 138 поселению, расположенному на территории Гумбетовского района, присвоено наименование «Старый Сивух». Согласно п.9 ст.9 Закона РД от 13.01.2005 № 6 «О статусе и границах муниципальных образований РД» «сельсовет «Мехельтинский» Гумбетовского района состоит из сел Мехельта, Старый Сивух и Нарыш, с административным центром в селе Мехельта. Село «Старый Сивух» включено под № 366 в Единый реестр административно-территориальных единиц РД» в соответствии с постановлением Правительства РД от 14.02.2005 № 21 «О Едином реестре административно-территориальных единиц РД». Однако в границы «сельсовета Мехельтинский» не был включен населенный пункт Старый Сивух и прилегающие к нему земли общего пользования; границы населенного пункта «Старый Сивух» не утверждены в установленном порядке и отсутствуют. Кроме того, в нарушение пунктов 3, 12 части 1 ст.11 Федерального закона № 131, прилегающие к населенному пункту Старый Сивух земли общего пользования, территория традиционного природопользования жителей, рекреационные земли, земли для развития поселения, в Законе РД от 12.03.2012 № 13 указаны как входящие в административные границы сельского поселения «сельсовет Цилитлинский». Между тем в силу пунктов 3, 12 части 1 ст.11 Федерального закона № 131, одним из условий установления и изменения границ муниципальных образований является сохранение целостности исторически сложившихся земель и территорий населенных пунктов; территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения, муниципального округа, городского округа. В настоящее время территория поселения Старый Сивух включена в состав земельного участка сельхозначения – земли отгонного животноводства с кадастровым номером 05:25:000027:154, на который зарегистрировано право собственности Республики Дагестан и право постоянного бессрочного пользования СПК «Агрофирма Сивух». Незакрепление за сивухцами исторически сложившихся земель населенного пункта Старый Сивух, прилегающих к нему земель общего пользования, территории традиционного природопользования населения поселения нарушает их права.
В судебном заседании представитель административных истцов ФИО1 А.К. уточнил заявленные требования, просил признать недействующим со дня принятия Закон Республики Дагестан от 12.03.2012 № 13 "Об утверждении границ муниципальных образований Республики Дагестан и о внесении изменений в Закон Республики Дагестан "О статусе и границах муниципальных образований Республики Дагестан" в части установления границ между муниципальным образованием СП «сельсовет Цилитлинский» Гумбетовского района Республики Дагестан и муниципальным образованием СП «сельсовет Мехельтинский» Гумбетовского района Республики Дагестан, а также обязать Народное Собрание Республики Дагестан внести изменения в данный закон в целях приведения его в соответствие с требованиями федерального законодательства по основаниям, приведенным в административном исковом заявлении.
В письменных возражениях представитель Народного Собрания Республики Дагестан ФИО10 просил отказать в удовлетворении заявленных требований, указывая, что оспариваемым законом утверждены границы муниципальных образований Республики Дагестан, в том числе муниципальных образований Гумбетовского района сельсовета Мехельтинский в составе сел Мехельта, Старый Сивух и Нарыш с административным центром в селе Мехельта, и сельсовета «Цилитлинский» в составе сел Цилитль и Цияб-Цилитли с административным центром в селе Цилитль. Село Старый Сивух, как и другие вышеуказанные села, не является муниципальным образованием, соответственно, его границы оспариваемым законом не утверждены. Село Старый Сивух является административно-территориальной единицей и включено в Единый реестр административно-территориальных единиц РД. Судом установлено, что границы села Старый Сивух в установленном порядке не утверждены, в связи с чем вывод о включении указанных земель в состав того или иного муниципального образования является голословным. Административные истцы утверждают, что село Старый Сивух и прилегающие к нему земли относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения, и граждане, проживающие на их территориях, лишены возможности реализовать свои права на регистрацию права собственности на землю и строения, получать медицинские и образовательные услуги и др. Однако включение села Старый Сивух и прилегающих к нему земель в границы того или иного муниципального образования не повлечет за собой изменение статуса этих земель и не правового положения граждан, проживающих на их территории. Административными истцами не представлены доказательства того, что они являются жителями села Старый Сивух и в чем заключается нарушение их прав. Заключение кадастрового инженера ФИО11 не может быть принято во внимание судом, так как оно основано на предполагаемых границах населенного пункта «Старый Сивух».
В письменных возражениях представитель Правительства Республики Дагестан ФИО12 просила отказать в удовлетворении заявленных требований, указывая, что истцами не представлены доказательства, обосновывающие нарушение их прав оспариваемым законом, не ясно, в чем конкретно состоит нарушение их прав. Административное исковое заявление предъявлено к ненадлежащему ответчику, так как Собранием депутатов и администрацией МО "Гумбетовский район» не подготовлены и не внесены предложения в Правительство Республики Дагестан об установлении границ населенного пункта село Старый Сивух в составе МО СП «сельсовет Мехетельтинский» Гумбетовского района. Истцами пропущен срок обращения в суд, установленный ст.219 КАС РФ.
В письменных возражениях представитель муниципального образования сельское поселение «сельсовет Цилитлинский» Гумбетовского района адвокат ФИО25. просил отказать в удовлетворении заявленных требований либо прекратить производство по делу, указывая, что село Старый Сивух не имеет статуса муниципального образования, и его границы не могут быть утверждены оспариваемым законом. Государственный акт от 15.12.1942 г., на который ссылаются истцы, был выдан Гумбетовским районным народным комиссариатом как документ межхозяйственного землеустройства по установлению границ сельхозартели им.Кирова, а не как документ межмуниципального землеустройства по установлению административных границ Сиухского сельсовета Гумбетовского района. Административными истцами не приведены сведения о применении к ним Закона № 13 и обосновывающие нарушение их прав. Село Старый Сивух Гумбетовского района и прилегающие к нему земли относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения, входит наравне с селами Мехельта и Нарыш в сельское поселение «Мехельтинский» с административным центром в с.Мехельта. Согласно справке администрации СП «Сельсовет Мехельтинский» Гумбетовского района, в селе Старый Сивух по программе «Парус» имеется пять лицевых счетов, прописано десять человек. Включение села Старый Сивух и прилегающих к нему земель в границы того или иного муниципального образования не повлечет изменение правового статуса данных земель и не изменит правового положения граждан, проживающих на их территории. Административное исковое заявление предъявлено к ненадлежащему ответчику, поскольку существует установленный Законом Республики Дагестан от 10.04.2002 г. № 16 порядок образования, установления, изменения границ административно-территориальных единиц, а также решения других вопросов административно-территориального устройства, а муниципальное образование «Гумбетовский район» не направляло в Правительство Республики Дагестан проекты решений по вопросу изменения границ населенного пункта село Старый Сивух в составе МО СП «сельсовет Мехельтинский» Гумбетовского района. Административными истцами нарушен трехмесячный срок обращения в суд, предусмотренный ст.219 КАС РФ, не представлено доказательств того, что они являются жителями села Старый Сивух Гумбетовского района, а также нарушения их прав.
В судебном заседании административные истцы ФИО21, ФИО22, ФИО2 Б.С., их представитель, а также представитель заинтересованных лиц администрации МО «село Сивух» и СПК «Агрофирма Сивух» - ФИО1 А.К. поддержали уточненные требования, просили удовлетворить их по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
В судебном заседании представитель административного ответчика Народного Собрания Республики Дагестан ФИО10, а также представители заинтересованных лиц: Главы Республики Дагестан – А.А., Правительства Республики Дагестан – ФИО13, Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан – ФИО14 просили отказать в удовлетворении заявленных требований, указывая на их необоснованность.
Представители заинтересованных лиц администрации МО «Гумбетовский район» Республики Дагестан, Управления Росреестра по Республике Дагестан, ППК «Роскадастр», извещенные надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Выслушав объяснения административных истцов, их представителя, представителей административного ответчика и заинтересованных лиц, заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить заявленные требования, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из пункта "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии с п. 69 ч.1 ст.44 Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов правового регулирования вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных федеральным законом, установления и изменения границ муниципальных образований, наделения муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района, внутригородской территории городов федерального значения, преобразования муниципальных образований.
Аналогичная норма содержалась в п. 36 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", действовавшего до 1 января 2023 г. и утратившего силу в связи с принятием Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ, соответствующие положения которого вступили в силу с 1 января 2023 года.
Федеральным законом № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также – Федеральный закон № 131-ФЗ) регламентируются общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления.
Согласно ч.2 ст.10 10 Федерального закона N 131-ФЗ границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 - 13 данного Федерального закона.
Статья 11 приведенного закона содержит перечень требований, в соответствии с которыми устанавливаются и изменяются границы муниципальных образований, предусматривая в качестве таковых указание в законах субъектов Российской Федерации, устанавливающих и изменяющих границы поселений, перечня населенных пунктов, входящих в состав территорий этих поселений, об обязательности вхождения территории населенного пункта полностью в состав территории поселения, а территории поселения – в состав территории муниципального района (пункты 6.1, 12, 16 части 1 названной статьи).
В силу абзаца 11 ч.1 ст.2 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальными образованиями являются городские и сельские поселения, муниципальные районы, городские округа. В состав муниципального района входят несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в состав городского округа - один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями.
В соответствии с вышеприведенными требованиями федерального закона и в целях организации на территории Республики Дагестан муниципальных образований, Народным Собранием Республики Дагестан принят закон Республики Дагестан от 13.01.2005 N 6 "О статусе муниципальных образований Республики Дагестан", который устанавливает статус муниципальных образований Республики Дагестан.
Статьей 9 вышеуказанного закона наделены статусом "муниципальный район" муниципальное образование "Гумбетовский район", статусом "сельское поселение" входящие в его состав муниципальные образования: "сельсовет "Мехельтинский" Гумбетовского района в составе сел Мехельта, Старый Сивух и Нарыш, с административным центром в селе Мехельта (пункт 9); "сельсовет "Цилитлинский" Гумбетовского района в составе сел Цилитль и Цияб-Цилитли, с административным центром в селе Цилитль (пункт 12).
В последующем Народным Собранием Республики Дагестан принят оспариваемый по настоящему делу Закон от 12.03.2012 № 13 "Об утверждении границ муниципальных образований Республики Дагестан и о внесении изменений в Закон Республики Дагестан "О статусе и границах муниципальных образований Республики Дагестан".
Статьей 1 указанного Закона утверждены границы муниципальных образований Республики Дагестан в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства согласно приложению к данному Закону.
В связи с принятием данного Закона, пунктом 3 статьи 2 указанного Закона признана утратившей силу ст. 52 Закона Республики Дагестан от 13.01.2005 № 6 "О статусе и границах муниципальных образований Республики Дагестан".
Оспариваемый по настоящему делу Закон № 13 от 12.03.2012 г. "Об утверждении границ муниципальных образований Республики Дагестан и о внесении изменений в Закон Республики Дагестан "О статусе и границах муниципальных образований Республики Дагестан" опубликован в официальном печатном издании в газете "Дагестанская правда" N 66 от 14.03.2012 г.
Описания границ и схематические карты муниципальных образований Республики Дагестан, прилагаемые к Закону Республики Дагестан "О статусе и границах муниципальных образований Республики Дагестан" опубликованы в виде приложения к бюллетеню в официальном издании Собрании законодательства Республики Дагестан.
Доводов о нарушении порядка принятия и опубликования оспариваемого Закона Республики Дагестан от 12.03.2012 № 13 "Об утверждении границ муниципальных образований Республики Дагестан и о внесении изменений в Закон Республики Дагестан "О статусе и границах муниципальных образований Республики Дагестан" в административном исковом заявлении не содержится. Кроме того данный закон ранее уже являлся предметом судебной проверки, и имеется вступившее в законную силу решение Верховного Суда Республики Дагестан от 24 августа 2022 года об удовлетворении административного искового заявления ООО «Газпром трансгаз Махачкала» о признании недействующим вышеуказанного закона в части геодезических данных (координат поворотных точек) границ муниципальных образований городского округа «город Каспийск» и городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» на пересечении автомобильной дороги Новый Хушет и Старая Каспийская трасса: № 424 и № 522, № 425 и № 523, № 426 и № 524 соответственно. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 08.02.2023 г. апелляционное производство по данному делу прекращено в связи с принятием судом апелляционной инстанции отказа Народного Собрания Республики Дагестан, Правительства Республики Дагестан и Главы Республики Дагестан от апелляционных жалоб на указанное решение суда.
Согласно ст.85 Федерального закона № 131-ФЗ в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 марта 2005 года устанавливают в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района (п.1 ч.1). При утверждении границ муниципальных образований во исполнение требований пункта 1 части 1 настоящей статьи допускается утверждение границ муниципальных образований в виде картографического описания. При этом границы муниципальных образований подлежат описанию и утверждению в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства не позднее 1 января 2015 года (ч.3).
Таким образом, федеральный законодатель, предусмотрев в ч.3 ст.85 Федерального закона № 131-ФЗ возможность утверждения границ муниципальных образований во исполнение требований пункта 1 части 1 этой статьи в виде картографического описания, одновременно обязал к 1 января 2015 г. границы муниципальных образований описать и утвердить в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства, то есть составить и утвердить в установленном порядке документы территориального планирования муниципальных образований, генеральные планы поселений и городских округов, что является прерогативой органов местного самоуправления (статьи 18 и 25 ГрК РФ).
По смыслу приведенных законоположений законы субъектов Российской Федерации об утверждении границ муниципальных образований и названные выше правовые акты муниципальных органов имеют самостоятельное значение и не должны противоречить законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Между тем судом установлено и это не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что оспариваемым Законом Республики Дагестан от 12.03.2012 № 13 "Об утверждении границ муниципальных образований Республики Дагестан и о внесении изменений в Закон Республики Дагестан "О статусе и границах муниципальных образований Республики Дагестан" границы муниципальных образований сельского поселения «Сельсовет Мехельтинский» Гумбетовского района и сельского поселения «Сельсовет Цилитлинский» Гумбетовского района не установлены и не утверждены в соответствии с вышеуказанными требованиями закона.
В соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 23.10.2020 № П/0393 «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке» положение на местности характерных точек границы земельного участка и характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке (далее – характерные точки) описывается плоскими прямоугольными координатами, вычисленными в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Между тем из оспариваемого Закона Республики Дагестан от 12.03.2012 № 13 и Приложения к нему следует, что описание границ муниципальных образований сельское поселение «Сельсовет Мехельтинский» Гумбетовского района и сельское поселение «Сельсовет Цилитлинский» Гумбетовского района не содержит указание на координаты характерных точек границ, что не позволяет определить границы указанных муниципальных образований.
Из пояснений в судебном заседании представителя административного ответчика Народного Собрания Республики Дагестан ФИО10 также следует, что координаты характерных точек границ вышеуказанных муниципальных образований в законе отсутствуют, документов о формировании и согласовании границ указанных муниципальных образований в Народном Собрании РД не имеется, в настоящее время соответствующими государственными органами совместно с администрациями муниципальных образований ведутся работы по описанию и утверждению границ муниципальных образований в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства.
Аналогичные пояснения дали в судебном заседании представители Правительства Республики Дагестан и Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан.
Из ответа администрации МО «Гумбетовский район» Республики Дагестан от 27.02.2024 № 02-01-5-280/24 во исполнение определения суда об истребовании доказательств следует, что в муниципальном архиве отсутствуют документы, подтверждающие формирование и согласование границ муниципальных образований СП «сельсовет Мехельтинский» и СП «сельсовет Цилитлинский» Гумбетовского района, в том числе сведения с указанием координат характерных точек границ муниципальных образований. Администрациями сельских поселений «сельсовет Мехельтинский» и «сельсовет Цилитлинский» в июне 2023 г. заключены договора на оказание платных услуг по землеустроительным работам, в соответствии с которыми филиал ППК «Роскадастр» по Республике Дагестан обязуется выполнить работы по подготовке землеустроительного дела по описанию местоположения границ муниципальных образований.
По запросу суда филиалом ППК «Роскадастр» по Республике Дагестан в суд представлены землеустроительные дела по описанию границ муниципальных образований «сельсовет Мехельтинский» и «сельсовет Цилитлинский» Гумбетовского района, содержащие техническое задание, пояснительные записки, описание границ, акты согласования границ, ситуационные планы земельных участков, планы границ земельных участков, каталоги координат.
Между тем наличие в государственном кадастре недвижимости сведений о внесении границ муниципальных образований не опровергает довод административного иска о несоответствии оспариваемого закона федеральному законодательству, так как государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой действия уполномоченного федерального органа исполнительной власти по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных законом сведений о недвижимом имуществе, следователь, результаты кадастрового учета не являются нормативными правовыми актами и не могут заменить закон субъекта Российской Федерации об установлении границ муниципальных образований, который имеет приоритетное значение и является обязательным для них.
Поскольку административным ответчиком не представлены доказательства, опровергающие указанные выводы суда, суд считает заявленные требования о признании недействующим оспариваемого закона в части установления границ между муниципальным образованием СП «сельсовет Цилитлинский» Гумбетовского района Республики Дагестан и муниципальным образованием СП «сельсовет Мехельтинский» Гумбетовского района Республики Дагестан обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы представителей административного ответчика и заинтересованных лиц о том, что административные истцы не являются жителями села Старый Сивух и потому оспариваемый закон не нарушает их права и законные интересы, опровергается представленными административными истцами письменными доказательствами.
Из справки, выданной и.о. Главы АСП «сельсовет Мехельтинский» от 07.07.2021 г. следует, что ФИО22 имеет приусадебный участок в местности Старый Сивух в размере 0,90 га.
Из актов, составленных комиссией в составе главы АСП «сельсовет Мехельтинский» ФИО15, главы администрации МО «село Сивух» ФИО16, УУП ОМВД России по Гумбетовскому району ФИО17, усматривается, что ФИО22, ФИО21 и ФИО2 Б.С. проживают в селе Старый Сивух Гумбетовского района.
Из письма начальника ОМВД России по Гумбетовскому району ФИО18 в адрес директора филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» ФИО19 от 19.01.2023 г. следует, что в селе Старый Сивух Гумбетовского района числится более 40 абонентов, среди которых ФИО21 и ФИО2 Б.С.
Довод о пропуске административными истцами срока обращения в суд не основан на законе, поскольку процессуальный закон не предусматривает какой-либо срок для обращения в суд с административным иском об оспаривании нормативного правового акта, с таким иском заинтересованные лица вправе обратиться в период действия оспариваемого нормативного правового акта.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы.
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что вышеуказанный закон в оспариваемой части принят с нарушением требований федерального законодательства, в связи с чем подлежит признанию недействующими в указанной части со дня его принятия.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО4, ФИО5 и ФИО23 удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Приложение к Закону Республики Дагестан от 12.03.2012 № 13 «Об утверждении границ муниципальных образований Республики Дагестан и о внесении изменений в Закон Республики Дагестан «О статусе и границах муниципальных образований Республики Дагестан» в части установления границ между муниципальным образованием сельское поселение «Сельсовет Мехельтинский» Гумбетовского района Республики Дагестан и муниципальным образованием сельское поселение «Сельсовет Цилитлинский» Гумбетовского района Республики Дагестан.
Возложить на Народное Собрание Республики Дагестан обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанную судом недействующей часть нормативного правового акта.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании «Дагестанская правда».
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, представление в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено <дата>
Судья Верховного Суда
Республики Дагестан Х.А.Хавчаев
